Воскресения Христова (Спас на крови) возводился как общенародный
историко-мемориальный комплекс.
Собор увековечил память императора Александра II,
его реформаторский курс преобразований, и выразил покаяние народа России.
Вместе с тем, Спас на крови - исторический памятник трагическим событиям 1 марта 1881 года.
Было бы неправильно
воспринимать этот храм только как культовый объект, прочтение его шире
и глубже.
Идейно-образная структура Спаса отражает не столько
культовое, сколько политическое, историческое,
художественно-стилистическое и даже градообразующее начало.
Примыкающая к
собору территория - одна из наиболее старых частей Петербурга, "ядро"
центра города, сформировавшегося в первой трети XVIII века.
В этот
период складывается городская система коммуникаций, когда Большая и
Малая Конюшенные улицы служили транспортным каналом между Придворным
конюшенным ведомством и Невским проспектом.
Расположение храма в сердце
города определило высочайший уровень ценности окружающего пространства.
Здесь особенно богата историко-культурная среда, представленная такими
сокровищницами духовной культуры, как Русский музей, Малый оперный
театр, Большой зал филармонии и храмы различных конфессий. Пожалуй, в
историческом центре Санкт-Петербурга нет другого подобного сооружения,
противопоставленного окружающей архитектурно-пространственной среде, -
своим силуэтом, композицией, богатым декоративным убранством.
Собор привлекает
пышностью и количеством декора: фигурными наличниками, кокошниками,
поясками, изразцами, цветной глазурованной черепицей.
Пять куполов
храма покрыты ювелирной эмалью площадью 1 000 кв. м. Его колокольню
украшают мозаичные гербы городов и губерний Российской империи.